Александр Михайлович Макаров. Художник. Кандидат искусствоведения. Автор разработок: а). Обратная перспектива в живописи; б). Тряпичная пластика. Член Международного художественного фонда. Член Творческого союза профессиональных художников.


Родился в 1941 году в Белоруссии.
Творческая биография делится на  два периода -- с 1972 по 1988 гг. и с 2000 г. по настоящее время с перерывом в 12 лет. В силу неблагоприятных объективных обстоятельств почти все работы первого периода утрачены.
Характерной чертой творчества автора является поиск своеобразных, порой парадоксальных решений, начиная от выбора темы и до воплощения образного замысла.
В сферу творческих интересов автора, кроме искусствоведения, входят художественная роспись по камню, а также живопись, скульптура, пластика природных форм ( трехмерные объекты ), текстильная и декоративная пластика, иконопись, акварель, графика.
Работы находятся в собрании Парка искусств " Музеон ", представлены в частных коллекциях в России.
Член Международного Художественного фонда и Творческого союза профессиональных художников.
2008 г. -- участник Третьего Международного арт-проекта " Russian Art Week/Российская Неделя  Искусств ".
2009 г. -- участник Первого Международного салона искусств " Путь Единства ", посвященного 285-летию Российской Академии Художеств.
Живет и работает в Москве.


Сколько себя помню – всегда любил рисовать. Родился я в Белоруссии, в небольшой деревне на Могилевщине. Потолок в нашем доме был дощатый, как это нередко и бывает в деревенских избах. И вот совсем еще малышом, года 3-4 мне было, лежа на печке, задирал голову и водил пальцем по линиям на дереве, отыскивая и дополняя фантазией портреты людей, фигурки животных, различные пейзажи.
                                      Об этих явлениях писал еще Леонардо да Винчи : «Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; с подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола, — в его ударах ты найдешь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь.
Не презирай этого моего мнения, в котором я тебе напоминаю, что пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь, или на другие такие же места, в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдешь удивительнейшие изобретения, чем ум живописца побуждается к новым изобретениям, будь то к композициям битв животных и людей или к различным композициям пейзажей и чудовищных предметов, как то чертей и тому подобных вещей, которые станут причиной твоей славы, так как неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям. Но научись сначала хорошо делать все части тех предметов, которые ты собираешься изображать, как части животных, так и части пейзажей, то есть скалы, деревья и тому подобное».
В школе я постоянно оформлял стенные газеты, делал зарисовки, писал шрифты. Естественно, что никакой изобразительной грамоты в этих рисунках не могло быть, поскольку у меня в то время не было возможности учиться искусству .
В возрасте примерно 21-го – 22-х лет я увидел во сне карандашный рисунок головы какого-то первобытного человека.  Этот сон, как я считаю, оказался для меня поистине вещим, потому что с этого момента перевернулась вся моя жизнь. Когда я проснулся, у меня была только одна мысль, что если я не научусь выполнять такие же рисунки, мне никогда не будет никакого покоя.
И тут мне на глаза попалась газета, в которой было объявление о наборе в Заочный народный университет искусств. Поскольку для поступления в художественный ВУЗ или хотя бы в художественное училище у меня не было никакой подготовки и условий для обучения, этот вариант на тот момент оказался наиболее подходящим. Не откладывая надолго, я как мог тут же сделал два рисунка бытовых предметов и послал их в Москву, где и по сей день находится названный университет.( Армянский переулок ).  Меня зачислили и прикрепили к преподавателю – Радимовой Татьяне Павловне, дочери Радимова Павла Александровича, последнего Председателя Общества Передвижников перед переименованием его в Союз художников.
Там я проучился 6 лет.  Система обучения была полностью заочной. Не нужно было ездить в Москву ( Я в то время проживал в Белоруссии, где и родился ). Просто выполняешь задание и пачку рисунков один раз в месяц отправляешь преподавателю по почте.  В ответ преподаватель присылает консультацию с подробными указаниями на ошибки в рисунках и с установкой на дальнейшую работу.
В процессе обучения у меня был перерыв, о котором не могу умолчать. Примерно через полгода с начала занятий, меня призвали в армию и направили служить в Кушку, бывшую тогда самой южной точкой Советского Союза. Естественно, что продолжать обучение в армии никаких возможностей не было и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не вмешалась судьба.
Дело в том, что еще в раннем детстве со мной произошел такой случай. Как все мальчишки, я резвился, лазил по деревьям, играл с друзьями. Однажды, взобравшись на дерево, я спрыгнул с него. А дело было поздней осенью и под деревом оказался ледок, припорошенный снегом. У меня подвернулась правая нога в коленном суставе. Но в детстве такие травмы переносятся не очень болезненно и через пару дней я уже совсем забыл об этом случае настолько, что даже продолжал бегать как ни в чем не бывало.
В армии же эта травма напомнила о себе во время марш-броска, когда моя нога попала на какую-то кочку или камешек, подвернулась и я не смог продолжать бежать. Коленный сустав распух, посинел и мне пришлось отправиться в военный госпиталь.  Там мне сделали операцию и демобилизовали, признав негодным к строевой службе.
Перерыв в обучении в связи с призывом в армию составил примерно около года. Но мой преподаватель каким-то образом устроил так, что меня не отчислили и после возвращения из армии я с удвоенной энергией начал наверстывать упущенное. Конечно, заочное обучение рисунку и живописи не могло дать больших результатов.  Но все же мой преподаватель, Татьяна Павловна, постоянно вдохновляла меня и направляла обучение на возможно высокий уровень занятий.  В результате я многое узнал, правда, не столько о технике, сколько об общих целях и задачах искусства. Значительно обогатился мой кругозор и я очень благодарен преподавателю за полученные знания и навыки.
В 1969-м году завершил обучение, получил Свидетельство с правом руководителя художественной изостудии.  По предметам у меня наиболее успешно шла композиция. По живописи получил оценку «4», рисунок, как и композиция – пять.
Сразу же после окончания учебы я включился в работу секции «Природа и творчество», которая в это время только-только начала формироваться в Минске, где я в этот период проживал. Со временем в секции подобрался коллектив творческих людей числом свыше 70-ти человек, среди которых были не только представители разных специальностей, но и профессиональные художники, например, Чернявский Леонид Иванович, вскоре ставший моим самым близким по духу и убеждениям единомышленником. Секция «Природа и творчество» в течение 15-ти лет организовывала выставки деревянной скульптуры. Материалом для создания работ служили корни и искривленные части деревьев, в которых участники выставок обнаруживали своеобразные подобия живых существ – портреты и фигуры людей, фигурки животных и образы сказочных, фантастических персонажей. Здесь на практике осуществлялся тот же принцип обнаружения всевозможных изображений в созданных природой формах, о котором говорил Леонардо да Винчи.
Увиденные в корнях и искривленных частях деревьев изображения затем дорабатывались, чтобы придать им более цельную и законченную форму и затем включались в экспозиции выставок. Таким образом, происходило слияние созданных природой форм и творческого потенциала художника. Выставки пользовались огромным, можно сказать, ошеломляющим успехом у населения. Посетители выставок оставляли в книгах отзывов свои восторженные отзывы, пожелания успехов создателям таких необычных экспонатов. Так продолжалось на протяжении всего периода организации выставок. Даже были планы создания специального музея, выделена территория и разработан проект музея, поддержанный Первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии с 1965 года, кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС с 1966 года. Машеровым Петром Мироновичем. Однако завершению этого благородного дела помешала трагическая гибель 4-го октября 1980 г. в автомобильной аварии самого Машерова и вскоре начавшаяся перестройка.
За время работы выставок накопился солидный фактический материал в виде скульптур из корней и искривленных частей деревьев. У меня возникла мысль теоретически обобщить этот опыт и на основе указанного материала разработать диссертацию по искусствоведению. Со своим предложением я обратился в институт искусствоведения, этнографии и фольклора (ИИЭФ) при Академии наук Белоруссии. Там мою идею поддержал руководитель отдела изобразительного искусства Дробов Леонид Никанорович. В результате была разработана кандидатская диссертация по искусствоведению на тему «Природные формы в художественном творчестве». Однако защитить диссертацию в Белоруссии нельзя было, так как в то время в республике было только два доктора искусствоведения, а для создания Совета по защите диссертаций требовалось не менее трех докторов. Поэтому мне пришлось обратиться в Москву, где в 1992-м году и состоялась защита диссертации в Московском высшем художественно-промышленном училище ( б.Строгановское), ныне это Московская художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова.
За время работы выставок мной подготовлены и изданы в Белоруссии два альбома по искусству : «Лясная скульптура» на белорусском, русском и английском языках ( Выдавецтва «Беларусь» М1нск 1976 ) и «Пластыка прыродных форм» на белорусском, русском, английском, французском, немецком и испанском языках ( Выдавецтва «Беларусь» М1нск 1988 ), которые были включены в список литературы при защите диссертации.
Интересный случай произошел при подготовке к защите.  Вначале я подал документы и материалы в Академию Художеств. Но там мой однофамилец Макаров написал отрицательную рецензию и мне пришлось искать другой Совет по защите диссертаций. Обратился в Педагогический институт, где был факультет изобразительного искусства. И когда подошла очередь подать туда документы, я случайно увидел, что в списке Совета есть представитель Академии Художеств. Не без оснований предположив, что он в курсе отрицательной рецензии на мою диссертацию, я быстренько ушел оттуда и вскоре нашел понимание в Строгановке. Здесь мне удалось получить одобрение у проректора по научной работе Прокопия Александровича Тельтевского, который  и был председателем Совета по защите диссертаций в этом учебном заведении. Для защиты диссертации требовалось найти основного аппонента и это произошло тоже при интересных обстоятельствах. Однажды в Центральном Доме Художника  ( ЦДХ) проходило обсуждение одной из выставок и мне удалось там присутствовать.  Во время выступлений мне понравилась речь одного из выступавших и я после завершения мероприятия подошел к нему и попросил его быть оппонентом при защите моей диссертации.  Он оказался искусствоведом ( ныне он доктор искусствоведения ), сыном скульптора Вучетича Евгения Викторовича, автора мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде и скульптурной композиции в Берлине, в Трептов-парке, где русский солдат держит на руках спасенную немецкую девочку ( В центре Берлина, в Трептов-парке, где находится братское кладбище воинов Советской Армии, павших в боях с фашизмом, возвышается огромный бронзовый монумент советского воина-освободителя. В правой его руке меч, рассекший фашистскую свастику, лежащую у ног, на левой руке он бережно держит спасенного ребенка. Эта статуя получила всемирное признание. Она олицетворяет образ Советской Армии, разгромившей гитлеровский фашизм. Автор этого замечательного монумента — Евгений Викторович Вучетич ). Фамилия его сына – Светлов Игорь Евгеньевич, который очень доброжелательно отнесся к моей просьбе и согласился быть оппонентом, попросив принести ему текст диссертации для ознакомления. Светлов внимательно ознакомился с диссертацией и написал положительную рецензию, отметив, как и полагается в таких случаях, сильные и слабые стороны работы. В результате защита диссертации успешно состоялась и мне решением Совета в Московском высшем художественно-промышленном училище ( б.Строгановское ) от 26 мая 1992 г. ( протокол № 4 )  была присуждена ученая степень кандидата искусствоведения.
В 1992-м году сразу после защиты диссертации, проживая в Минске, я напал на небольшую золотую жилу, которая, к сожалению, вскоре иссякла. Но я все же успел заработать некоторые средства и купил в Москве маленькую однокомнатную квартиру. Москва всегда привлекала меня как крупный культурный центр, где постоянно открываются новые художественные выставки, галереи, много интересных музеев, в т.ч. и художественных. Словом, город, где культурная жизнь, как говорят, бьет ключом. Всякий раз, бывая в Москве проездом, я большую часть времени проводил по музеям и выставкам. Помню, как в Третьяковской галерее иду вдоль картин и вдруг натыкаюсь на Врубеля «Демон сидящий». У меня просто в глазах потемнело, ничего не вижу, отошел, потом вновь вернулся. Вот эти мазки, грани, словно мозаика – все это было настолько необычно, впечатляюще ! И потом еще долгое время творчество Врубеля было для меня как нечто непостижимое, а сам художник и по сей день остается для меня как один из самых любимых русских художников. Из западных художников меня больше всего привлекает творчество Пабло Пикассо. Преклоняюсь перед Джотто, да и вообще, очень много художников, которых можно было бы назвать как самых любимых мной, всех не перечесть.
Первое время после переезда в Москву мне, откровенно говоря, было не до искусства. Потому что на новом месте надо было решать бытовые проблемы, надо было как-то зарабатывать, осваиваться в новой обстановке.  Но в целом можно сказать, что такой шаг как переезд в Москву был оправдан и вскоре я понял – дела здесь у меня пошли лучше. Потихоньку вновь вернулся к творчеству. Живопись, рисунок, продолжал обучение в студиях изоискусства, где присматривался к работам других студийцев, часто бывал на открытиях выставок в галереях и музеях. И все же хотелось найти что-то свое. Я считаю, что художник тогда становится настоящим художником, когда его работы узнаешь, не читая фамилии, а не так, что на выставке висят рядом две картины и только по названию можно определить, какая из них чья.
И вот это свое было наконец найдено. Во-первых, я уже давно понял, что мне ближе всего скульптура, а не живопись. У меня не было условий и средств ваять в мраморе, отливать скульптуру в бронзе, не говоря уже о серебре и золоте. Хотя и в этих дорогостоящих материалах выполняет работы тот, у кого много золота. Мне же приходилось искать материалы, которые были бы доступны и пригодны для создания скульптуры. Одним из таких материалов и явилась ткань.
Я пропитываю ткань специальным раствором и пока ткань влажная, формирую образ прямо руками. Когда добиваюсь того впечатления, что хотел, оставляю сохнуть. Через 2-е – 3-е суток, когда раствор полностью высыхает, ткань становится твердой как камень, форма не меняется и в таком виде изображение может сохраняться сколько угодно долго. Когда я показываю свои работы зрителям, у меня нередко спрашивают, как мне пришла в голову мысль использовать ткань для создания изображений. Я отвечаю, что меня вдохновил на это творчество один из самых главных моих учителей – Гай Юлий Цезарь. Это имя я выбрал как известное всем и очень звонкое.  А вообще говоря, это связано с одеждой патрициев в Древнем Риме – ТОГОЙ. Ритм складок на одежде патрициев всегда привлекал меня, волновал, не давал покоя. И я долгое время не мог понять, в чем тут дело. У меня есть светлая льняная скатерть, выполненная руками моей мамы.  Это самая дорогая вещь в моем доме ! Однажды, когда я расправлял ее, увидел в складках скатерти какое-то подобие лица. И тут у меня сверкнула мысль, что тот ритм складок, который я видел на одежде патрициев, можно использовать для создания портретов.  Вот так я и начал выполнять портреты деятелей прошлого, оставивших свой след в истории, а также портреты знаменитых современников. При этом я взял самый широкий диапазон и в выполнении портретов не ограничиваюсь какой-то одной категорией. Скажем, только портреты писателей, или только портреты политических деятелей и т.д. А выполняю портреты, начиная от самой глубокой древности до современности. Как я считаю – от Сократа до сегодняшних знаменитостей. Невзирая на то, прогрессивный это или реакционный деятель, вне зависимости от нацинальности, вероисповедания, профессии портретируемого и т.д. Основной критерий, по которому я выбираю модель для работы, это возможность отразить в портрете не просто внешние черты, добиться сходства, но и передать внутренний мир, уловить характер портретируемого, а также и передать свое отношение к тому или иному деятелю. Случается, что такой подход нередко бывает очень затруднен в силу специфики используемого материала – ткани. Этот материал не дает возможности создать документальный портрет, чтобы портретируемый выглядел так, как печатают в газетах. Чаще всего здесь получаются шаржированные изображения, карикатуры, но при этом узнаваемость образа все же должна быть.
Долгое время я пропагандировал свое творчество самым примитивным образом – просто раздавал фотографии своих работ прямо на улице, у станций метро и в других местах скопления людей. Начиная с 2010-го года и до настоящего времени, т.е. уже в течение семи лет разошлись многие тысячи фотографий по рукам жителей не только России, но и жителей ближнего и дальнего зарубежья по всему миру. Этот способ знакомить людей со своим творчеством не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь люди разные и по-разному реагируют на предложение ознакомиться с творчеством. Нередко встречаешь негативное, пренебрежительное отношение и нужно все это пережить, нужно иметь выдержку и уметь спокойно реагировать в таких случаях, что бывает далеко не просто.
Кроме портретов, я выполняю еще и декоративные композиции, используя при этом пенополистирол. Однажды возвращался домой и прямо у дома, вижу, лежит на обочине красивой формы материал – прокладка от импортной радиоэлектронной аппаратуры. Обычно их помещают в коробки для сохранности электроники при транспортировке. При покупке приборов владельцы электроники как правило выбрасывают эти прокладки на помойку. Размеры и формы прокладок бывают самые разные, со множеством выступов и углублений, всевозможной конфигурации отверстиями и т.д. Увидев такой красивый материал, мне подумалось, что его можно как-то использовать. Начал присматриваться и собирать другие прокладки. Вскоре у меня накопилось достаточно много прекрасного материала и можно было компоновать, прикладывать их друг к другу и таким образом создавать различные конструкции. Тем более, что этот материал легко поддается обработке, соединению различных форм в одно целое с помощью имеющегося в продаже клея.  Как правило, я не разрезаю прокладки на части, а подбираю и целиком соединяю их таким образом, чтобы образовалась гармоничная композиция.
Материал бросовый, хрупкий и казалось бы ни на что не пригодный. Но если представить, что подобные композиции были бы выполнены, скажем, в железобетоне, то дело тут может принять совсем другой оборот. Ведь такие конструкции вполне могут служить рабочими моделями для скульптуры при переводе их в более долговечный материал. Пока мне не удалось осуществить этот замысел, дело здесь находится на начальной стадии создания самой рабочей модели. Но не исключено, что идею эту воплотить в жизнь вполне возможно, если удастся создать соответствующие условия для этого.
Не могу умолчать о деле, которое начал ещё до того, как появилась мысль создавать портреты,  используя ткань.  Речь идет о росписи по камню.
   Уже из школьной программы известно, что с открытием палеолитической пещерной живописи в 1879 году на сводах пещеры Альтамира на севере Испании -- изображений бизонов, нарисованных красной охрой в разнообразных, сложных позах – мир узнал о существовании хорошо развитого искусства в первобытном обществе. Это были первые, официально опубликованные в 1880 году, росписи палеолитической живописи, обнаруженные в пещере. В настоящее время известно около сорока пещер с палеолитической живописью на территории Австралии, Южной Африки, России, Испании и Франции.
 Существует мнение, что новое – это хорошо забытое старое. И вот эта идея возродить и развить древнейшие традиции росписи и гравировки по камню является как нельзя более убедительным подтверждением справедливости этого мнения. Должен сказать, что эта идея сейчас просто, как говорят, носится в воздухе.  Когда я ещё проживал в Белоруссии, проезжал по трассе Минск – Могилёв, и в нескольких местах вдоль шоссе  видел лежащие у населенных пунктов камни, расписанные масляными красками. Можно сомневаться в качестве росписи и сроков её сохранности, долговечности, но сам факт появления этих объектов свидетельствует о востребованности данного вида деятельности в наше время. А если представить, что в парках и скверах городов будут установлены монументы в виде каменных глыб, расцвеченных сюжетами из современной жизни, то это свидетельствовало бы об открытии новой страницы в истории развития современного монументально-декоративного искусства.
Прекрасно понимая, что сама по себе идея, какой бы привлекательной она не была -  пустой звук, если нет её фактического, материального воплощения, я старался в силу своих скромных возможностей сделать хоть что-нибудь, чтобы начать претворять её в жизнь. С этой целью я собрал по берегам Химкинского водохранилища полтора десятка камней, которые смог поднять, алмазной пилой подрубил у них площадки для устойчивости в том положении, в котором требовалось в соответствии с замыслом, и расписал эти камни акриловыми красками, а затем покрыл лаком для  сохранности росписи.
В 2007 году с разрешения Пукемо Михаила Михайловича, создателя и первого директора Парка Искусств  «Музеон», разместил в экспозиции парка 14 расписанных камней, которые находились там до ухода из жизни директора парка. С назначением на этот пост нового директора камни были вывезены с территории парка и в настоящее время находятся на территории одного из отделений Академии Наук РФ.  Однако мне не давала покоя мысль продолжить работу в этом направлении и выполнить роспись большой каменной глыбы, чтобы хотя бы создать прецедент в этом деле.
Во  многих районах Москвы встречаются крупные каменные глыбы, вполне пригодные для художественной росписи и гравировки. Так, например,  в районе станции метро «Цветной бульвар» между домами №12 и №14 по Малому Каретному переулку лежит великолепный камень, который можно превратить , без преувеличения можно сказать, в настоящий бриллиант – подлинную достопримечательность Москвы.  У дома №76/2 и у дома №83 к.1 по Рязанскому проспекту, у дома №16 к.2 по ул.Академика Скрябина тоже расположены крупные камни. По берегам Химкинского водохранилища расположены пригодные для росписи и гравировки каменные глыбы. И это лишь отдельные примеры наличия прекрасного материала, который можно отыскать в различных районах Москвы.
Вовлечение каменных глыб в сферу духовной жизни современного общества, создание композиций большого общественного звучания несомненно сыграет определенную роль в деле эстетического воспитания, развития туризма, внесет новый заметный штрих в декоративно-художественное убранство города.  Москва получит уникальные, выполненные в вечном материале художественные объекты, аналогов которым нет пока ни в одной из столиц мира.

Однако, как я уже выяснил, установка на территории города монументальных сооружений, к которым с полным основанием можно отнести и расписанные валуны, регламентируется комиссией при Московской Городской Думе.  Выполнение работ без разрешения этой комиссии квалифицируется как самострой и подлежит сносу.